пятница, 4 ноября 2016 г.

Создавая стереотипы

Как человек мыслящий и разумный для меня стереотипность мышления как-то сама по себе неприятна. Это такой кратчайший путь к заключению, без серьезных умственных затрат. Мол дается ситуация с определенными условиями, которая приведет вот к такому-то финалу. Зачем думать? Можно сразу рассчитывать на ожидаемый исход и готовиться к нему. И не важно, что личный опыт говорит ни о чем, ибо его еще не было. Главное знать стереотип и ты уже предварительно готов. Пофиг, что каждая ситуация или человек сами по себе уникальны. Главное, что есть готовый ответ. Не надо думать и не надо учиться. Простотой попахивает, вам не кажется? Поверьте простота мне нравится и даже очень. Чем меньше составляющих, тем меньше шансов, что что-то пойдет не так. Знаете как лозунг минималистов звучит - less is more. На литературном русском это звучит как "лучше меньше, да лучше". В принципе посыл понятен, но все же сей перевод полностью не передает прелесть данной фразы на английском. Я бы топорно перевел это как "меньше - это больше" или "чем проще, тем лучше". Так что-то не туда менья занесло. К чему это я все? А к тому, что простейший путь не всегда является самым верным.  Это я рассуждаю как человек, который стремится к личным и собственным умозаключениям. Тем не менее, как человек обыкновенный, я подвержен слабостям и стереотипам.
Почему же я вдруг решил заговорить о них? Мне кажется, что каждая профессия, которая включает в себя большое количество человеческих взаимоотношений на регулярной основе, неизбежна к формированию стереотипов. Отчасти они строятся на личном опыте, отчасти из-за опыта других. Но рано или поздно, когда частота тех или иных ситуаций повторяется с завидной регулярностью, то мозг подсознательно готовит вас к ожидаемому результату. Не это ли называется приобретение опыта? Благодаря этому можно быстрее решать проблемы, предвосхищать те или иные нежелательные моменты, или просто подготовить себя к неприятному исходу. Стереотипность мышления подразумевает, что ты судишь о человеке или ситуации заранее, не пытаясь узнать или дать шанс на опровержение клише. Как правило шаблонность имеет негативный окрас. Ну или может это сфера в которой я работаю подразумевает такое отношение? В любом случае, чуть ли не каждый день я встречаю гостей, которые подтверждают те или иные клише в отношении людей. Будь это национальность, раса, профессия, возраст или просто внешний вид. Например вчера я обслуживал молодую парочку. Оба юны и только только пересекли возрастную черт, которая позволяет употреблять алкоголь. Девушка оказалась японкой. Парень вроде бы канадец. Заказали по напитку и сёрбали оные около двух часов. Вот только сразу здесь не один, а целых 3 стереотипных звоночка прозвенели. Заказали по напитку, которые пили очень долго. На еду даже не посмотрели. Что это значит? Скорей всего не особо много денег. Молоды. Значит с культурой давания чаевых еще не очень знакомы. Плюс не факт, что тратят свои деньги, вполне возможно, что до сих пор на содержании родителей. Девушка принадлежит японской национальности. А о них и их отношении к чаевым я немного писал в своем посте "Наградные". Как видите, все вышеперечисленные моменты не располагали меня к тому, что этот стол меня озолотит. Как ни прискорбен тот факт, но мои догадки были слишком уж точны. Ребята расплатились наличкой с массой мелочи. На чай оставили, но далеко не ту сумму которую принято оставлять в Канаде или даже в Европе. Так помимо этого, когда я убирал стол после них, то нашел на нем 3 бумажные птички-оригами. Увидев это, в мое голове сразу же прозучала фраза "Can you BE more stereotypical?"(любители сериала Friends, должны прочитать эту фразу голосом Чендлера). Ну серьезно, зачем же так подпитывать мое чувство шаблонности? Хуже могло быть только, если бы девочка пришла в кимоно, принесла с собой сакуру, потребовала суши и на прощание помахала мне семейной катаной.
И подобных случаев масса. Как правило они связаны с людьми и чаевыми, которые они вам оставят. Что они заказывают и как они заказывают играет большую роль в формировании клише. Ну например, британцы будут с неодобрением смотреть на пинту пива с пеной. Без разницы, что даже без пены они получают именно то количество пива, которое прописано в меню. Время от времени кто-то из них попросит добавить немного пива "до краев". Я конечно же откажусь, ибо таким образом я нахаляву раздаю хмельной напиток. Так же они иногда ожидают бесплатных закусок к пиву - всякие там орешки или бублики или что-то в этом роде. Такого у нас не имеется. Помимо всего этого в плане чаевых британцы не самые прибыльные. В лучшем случае 10%.
Или вот черные посетители из стран Карибского региона. Почему они так любят Heineken, до сих пор для меня является загадкой. Может потому что дома у них это самое распространенное пиво? А их желание есть стейк well done, вводит меня и шефа в состояние  неописуемого отчаяния. Ну зачем же так портить столь люксовый продукт? Хочется взять этот уничтоженный стейк и  им отхлестать гостей по щекам. Это как взять 30ти летний виски и разбавить его колой. Богохульство, да и только. Около 3\4 столов, где сидят негры заказывают куриные крылышки. Причем это касается не только островных, но и афроамериканцев или афроканадцев. Почему у них развита такая любовь к курице мне непонятно. Знаю, что это общеизвестный факт, который стал поводом для множества шуток.(причем многие из них имеют расистский окрас).
Множество азиатов попросят гарячую воду с лимоном. В принципе это не проблема. Но во времена запары этот бесплатный момент воспринимается официантом как личное оскорбление.
Хипстерского вида молодые люди, скорей всего будут задавать массу вопросов. После того, как они протестируют твое знания ингридиентов в блюдах, будет сделан заказ с массой модификаций. Без глютеина, без мяса, без яиц. Обезжиренный йогурт добавить. Использовать рыбу выращенную в экстрагуманных условиях. А в вашем пиво есть молочные продукты? И пшеница без ГМО? Можно мне карпаччо, но без соли? Под конец вечера ты настолько замудохаешься с этим столом, что стандартные 15% чаевых ты воспринимаешь как оскорбление.
И таких примеров масса. Да, время от времени бывают случаи, которые опровергают клише. В такие моменты ты радуешься, но в то же время чувствуешь мебя максимально неуютно. Ведь заранее повесил на человека бирку, которой в конечном итоге он не соответствовал. Причем как правило эти люди даже и не знают, что ты заранее их осудил и отнес к общепринятым категориям человечества. Но от этого лучше не становится.
Мне кажется, что сфера обслуживания только культивирует шаблонность мышления. Насколько плохими не были бы стереотипы, но они позволяют как минимум сохранить в целости и сохранности свои нервные клетки. Как-никак, но от гостей зависит твой заработок. Без них не будет денег. В данном случае стереотипы защищают тебя от разочарования. Если уж тот или иной стол не принесет тебе положенное количество денег, то хотя бы в конечном итоге ты не так сильно будешь расстроен. Что тоже уже не так печально.Шаблоны в целом неплохи, главное использовать их с умом и оставлять место для того, чтоб их менять или как минимум подвергать сомнениям. Люди которые используют стереотипы налево и направо - не думают. А думать надо.
Простоты, разумности и полезных сомнений вам
С уважением,
К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий